ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]-222/2022 от 15.02.2022 Бугурусланского районного суда (Оренбургская область)

гр.д. №2(1)-222/2022

56RS0007-01-2022-000158-84

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 февраля 2022 года г. Бугуруслан

Бугурусланский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Афонькина Р.Ю.,

при секретаре Селивановой Е.П.,

с участием представителя истца помощника Бугурусланского межрайонного прокурора Ивановой Светланы Владимировны, представителя третьего лица Флигер Веры Павловны,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан", Управлению образованием администрации муниципального образования "город Бугуруслан" об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности,

установил:

Бугурусланский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, указывая на то, что Бугурусланской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму, законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности в деятельности МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан".

Установлено, что законодательство в указанной сфере МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан" (далее – Учреждение)исполняется ненадлежащим образом.

Так, корпусу №1 Учреждения по результатам категорирования присвоена 2 категория опасности, корпусу №2 – 3 категория опасности. Вместе с тем, корпуса Учреждения не оснащены системой охранной сигнализации. Кроме того, не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ).

Таким образом, отсутствие указанных мероприятий нарушает права учащихся Учреждения, персонала, родителей (иных законных представителей), помещающих территорию Учреждения на гарантированную охрану здоровья при получении образования, безопасность, а также от проявления терроризма и экстремистской деятельности.

Межрайонной прокуратурой в целях устранения выявленных нарушений внесены представления руководителям МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан", Управления образованием администрации МО "г.Бугуруслан", администрации МО "г.Бугуруслан" 20.10.2021, которые рассмотрены 20.11.2021 и 02.11.2021 соответственно и дан ответ из которого следует, что устранение нарушений в полном объеме невозможно ввиду отсутствия достаточного финансирования.

В настоящее время нарушения законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан" не устранены.

Просил обязать администрацию МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан" устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму путем проведения мероприятий по установке охранной сигнализации; оборудования на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ) до 01.02.2023 года. Обязать Управление образованием администрации МО "г.Бугуруслан", администрацию МО "г.Бугуруслан" профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан" (установка охранной сигнализации; оборудование на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ).

В судебном заседании помощник Бугурусланского межрайонного прокурора Иванова С.В. заявленные требования уточнила в части обязания администрации МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан" устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму путем проведения мероприятий по установке охранной сигнализации; оборудования на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ) до 01.02.2023 года. Обязать Управление образованием администрации МО "г.Бугуруслан" профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан" (установка охранной сигнализации; оборудование на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ).

Представитель ответчика МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан" в суд не явился, направили заявление о рассмотрении дела без их участия, исковые требования прокурора признают.

Представитель ответчика Управление образованием администрации МО "г.Бугуруслан" в суд не явился, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, с заявленными требованиями согласны.

Представитель третьего лица администрации МО "г.Бугуруслан" Флигер В.П., действующая на основании доверенности от 12.10.2021 года, в судебном заседании не возражала против заявленных прокурором требований.

Суд в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.

Выслушав объяснения прокурора, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу ст.2 указанного закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статьей 28 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.

На основании ч. 8 ст. 41 Закона № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статьей 19 Закона Оренбургской области от 06.09.2013 № 1698/506-V-O3 «Об образовании в Оренбургской области» также предусмотрено, что в образовательных организациях Оренбургской области создаются условия для охраны жизни и здоровья обучающихся.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является и обязанностью органов местного самоуправления, а в силу ст. ст. 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют правовые полномочия на выделение денежных средств для обустройства территорий образовательных организация.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму», постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

В соответствии с пп. «а», «в» п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются такие мероприятия, как оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации, оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

В соответствии с п. 26 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются такие мероприятия, как оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

В судебном заседании установлено, что Бугурусланской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму, законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности в деятельности МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан".

Установлено, что законодательство в указанной сфере МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан" (далее – Учреждение)исполняется ненадлежащим образом.

Так, корпусу №1 Учреждения по результатам категорирования присвоена 2 категория опасности, корпусу №2 – 3 категория опасности. Вместе с тем, корпуса Учреждения не оснащены системой охранной сигнализации. Кроме того, не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ).

Межрайонной прокуратурой в целях устранения выявленных нарушений внесены представления руководителям МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан", Управления образованием администрации МО "г.Бугуруслан", администрации МО "г.Бугуруслан" 20.10.2021, которые рассмотрены 20.11.2021 и 02.11.2021 соответственно и дан ответ из которого следует, что устранение нарушений в полном объеме невозможно ввиду отсутствия достаточного финансирования.

В настоящее время нарушения законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан" не устранены.

Таким образом, отсутствие указанных мероприятий нарушает права учащихся Учреждения, персонала, родителей (иных законных представителей), помещающих территорию Учреждения на гарантированную охрану здоровья при получении образования, безопасность, а также от проявления терроризма и экстремистской деятельности.

Поэтому требования прокурора суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Срок для устранения выявленных нарушений законодательства, отвечает принципу разумности и является достаточным для исполнения решения.

Руководствуясь ст.ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан", Управлению образованием администрации муниципального образования "город Бугуруслан" об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенностиудовлетворить.

Обязать администрацию МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан" устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму путем проведения мероприятий по установке охранной сигнализации; оборудования на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) до 01.02.2023 года.

Обязать Управление образованием администрации МО "г.Бугуруслан" профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3" МО "г.Бугуруслан" (установка охранной сигнализации; оборудование на 1-м этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Р.Ю.Афонькин

Текст мотивированного решения изготовлен 18 февраля 2022 года.